S.I.P.#16 – Bloody Mary

S.I.P.16-Bloody-Mary

      В первую очередь, надо сказать, что я не люблю и не понимаю водку.
      Мне не нравится её вкус, пустой, с ничем не прикрытой спиртузностю.
      Мне не по душе методика её изготовления: ректификация (насколько я понимаю) вместе с сивухой убивает и большую часть аромата, выхолащивает вкус и, в случае с водкой, не предлагает ничего взамен. Когда приходится защищать алкоголь от поборников трезвости, я часто провожу параллель с парфюмерией: по хорошему, алкоголь нужен не для опьянения, а для сохранения, смешения и увеличения интенсивности вкуса. Для водки это не работает — на вкус она ближе всего к спирту. Быть может я просто не способен её оценить, а на самом деле она — современный Бакарди с ещё более лёгким, едва различимым вкусом. Но у меня он вызывает ассоциации исключительно с дешёвым пивом, да медицинским кабинетом.
      Мне не нравится сама идеология производства водки, зачем вообще это стремление к максимальной очистке? Ради уменьшения количества вредных веществ? Или ради того, чтобы исключить длительные и дорогостоящие процессы выдержки и настаивания, выдавать больше алкоголя: лёгкого, со слабым вкусом, не требующего вдумчивого употребления. Хотя выпить и не отравиться, может быть, действительно можно больше.
      У меня абсолютно не вызывает энтузиазма попытка водки выдать себя за новый джин. Все эти Водка-Мартини, или Водка-Тоники, и иные рейды в чужие закрома кажутся мне надуманными.
Я вообще не понимаю, как водка вышла в лидеры по потреблению. Благодаря (незамеченным многою) простоте, сдержанности вкуса, деликатности? Или, опять-таки, из-за стремления к упрощённости, к тому, чтобы не думать? Шот водки пополам с сиропом — краски ярки, жизнь прекрасна.
      Но даже очень сомнительная, на мой вкус, клубная культура — это образец хорошего вкуса по сравнению с российской водочной. Конечно, напиваться можно любым алкоголем, а талант накидаться до зелёных свиней ценится не только на постсоветском пространстве, но все остальные — далеко, а вот имидж водки впечатался где-то на уровне мозжечка и ощущается непрестанно. С одной стороны, это, вроде бы, мелочь: ну какое мне дело до каких-то там людей и их алкоголизма, но я люблю воспринимать коктейли целиком, и их история, стиль и идея значат для меня не меньше чем цвет или аромат.
      Однако бутылка водки у меня в баре всё-таки есть. И это не только потому, что я надеюсь когда-нибудь разобраться в этом напитке нормально, а не руководствоваться стереотипами; но и, как вы уже догадались, ради героя нашего очередного СИП-а.

Bloody Mary

  • 45 мл водки
  • 120 мл томатного сока
  • 15 мл лимонного сока
  • 4 дэша соуса Tabasco (дэшем я, в данном случае, считаю приблизительно столько, сколько выплеснулось из бутылки за один взмах (но вообще надо ориентироваться по вкусу)
  • 2 дэша соуса Вустершир
  • щепотка соли
  • щепотка перца

Bloody Mary

       Для приготовления этого коктейля используется экстравагантный по нынешним временам способ: rolling — ингредиенты вместе со льдом энергично переливаются из одного смесительного стакана в другой. В результате достигается промежуточный между шейком и стиром результат. Метод этот, насколько я помню, был крайне популярен до широкого распространения шейкера, да и вообще довольно-таки занимателен — небольшой но приятный плюс в копилку коктейля. Тем более, что при желании можно обойтись и банальным стиром/шейком.
      Хайболл. Обязательно украсить сельдереем (помимо эстетической функции он благотворно влияет на вкус).

      Если пытаться определить место Bloody Mary в мире коктейлей, то можно сказать, что все смешанные напитки относительно похожи друг на друга. Также, схожи они и с крепким алкоголем, и с некрепким, пожалуй. А вот наш герой ближе супам, например, или к закуске. Я к тому же традиционно использую некрепкую версию (спасибо Scomorokh-у за рецепт). В итоге, в моём исполнении, Bloody Mary коктейль густой, пряный, питательный, очень мягкий для желудка, допускающий много мелких изменений под настроение. Водка в нём работает конденсатором, благодаря ей грузноватый сок вытягивается в струнку, вкус концентрируется и, несмотря на «длительность» коктейля, не прекращает дарить уйму удовольствия.

       И хотя водку я по-прежнему не люблю, тут она настолько к месту (а коктейль настолько расслабляющий), что у меня не возникало ни малейшего желания пробовать какие-то вариации. Моя стандартная Bloody Mary являлась для меня версией и классической, и совершенной, и Ultimate. Однако, уже в момент проведения СИП-а судьба послала мне один прелюбопытнейший образчик алкогольной продукции, который я просто не мог не использовать в рамках этого мероприятия.

       Наконец, окончательно вернулся из отпуска, так что продолжаю.

       Наивную мою хитрость коллеги раскололи в два счёта. Речь действительно идёт о Полугаре — напитке небезынтересном и с зачатками истории.
На свет он появился благодаря некоему Борису Родионову. У него, как и у меня (и, как выясняется, части нашего сообщества) к водке возникло множество вопросов. Но размышлять, что с доставшимся от предков наследием делать и куда его развивать, он не стал, а решительно объявил водку унылым новоделом, начисто лишённым теплоты и ламповости. И для обоснования этой точки зрения написал книгу «Полугар. Водка, которую мы потеряли». В общем-то, после такого подзаголовка можно дальше и не читать. Я рискнул, но только в отрывках и отзывах. Судя по ним, водка во вселенной Родионова субстанция крайне злокозненная и кругом вредная. И, разумеется, соврешенно ненародная: сверху навязанная и под собою великий русский напиток Полугар погребшая. Очень грустная книжка, судя по всему. Но долго унывать Родионов своим читателям не дал: не прошло и пары месяцев после выхода книги в тираж, как материализовалась в Польше винокурня, любому желающему предлагающая давно утерянное отыскать и выпить по нашему, по-русски. По цене как за восемнадцатилетний односолодовый скотч популярных марок. В общем, было весело.
А вот дальше случилось то, что в условиях современной России тянет практически на чудо: Полугар не остался разновидностью разливного патриотизма для солидных господ и не пронёсся ярким ё-мобилем над рыночным небосклоном, а пошёл в народ. В принципе, об том его автор говорил изначально, но на общем фоне его заверения о том, что будет спрос, будет и удешевление, доверия не вызывали. Однако, за прошедших три года Полугар качал мышцы, захватывал новые площадки и на сегодняшний день уже стоИт в рядовых супермаркетах по цене около 1500 рублей за пол-литра. Не фонтан, но надо учитывать, что пересекая границу РФ спиртные напитки сильно меняются в цене и похвастаться лучшим предложением могут, в основном, широко распространённые марки. Так что я на полугар с начала этого года поглядывал уже с интересом. А потом он внезапно свалился на меня, в качестве подарка на день рожденья, в самый разгар СИП-а. И был немедленно пущен в дело.
В завершении темы пропавшей, но найденной водки надо сказать, что оригинальность собственной разработки Родионов, как по мне, сильно преувеличил. По вкусу ржаной полугар похож на вполне обыденные шнапс и сливовицу (из моего опыта) — то есть, если я правильно понимаю, является абсолютно обычным невыдержанным дистиллятом. Но вне собственной легенды очень приятным: он мягче имеющихся у меня образцов, зерновая основа делает вкус ещё деликатнее, а послевкусие получается довольно-таки долгим и даже разнообразным. Так что, хотя по богатству вкуса Полугар и уступает выдержанным спиртам, но сам по себе достоен места в баре какого-нибудь любителя шнапсов типа меня. Но мне куда интереснее было попробовать эту «потерянную» водку в нашем водочном коктейле.
Как и следовало ожидать, Полугар водке абсолютно не равен: последняя в формировании вкуса Кровавой Мэри практически не участвовала, но отвечала за характер. Мягкий полугар мой томатный супчик в шеренгу не построит, да и смысла применять его в малом количестве никакого: алкоголь почти не чувствуется, контраста с прочими ингредиентами нету, а вкус ощущается, но чуть-чуть, что только раздражает. Поэтому изготовляя версию Bloody Mary с повышенным содержанием духовности, я увеличил заодно и дозу алкоголя.

Bloody Marjana

  • 60 мл ржаного полугара
  • 90 мл томатного сока
  • 10 мл лимонного сока
  • 1-2 дэша соуса Tabasco
  • 1 дэша соуса Вустершир
  • щепотка соли
  • щепотка перца

Bloody Marjana

      Роллинг. Хайболл.

      Тут бы очень хотелось видеть и сок в ультимейт варианте — свежевыжатый, но лето меня до сих пор подводит, так что пока пакетированный. Но вкус и без этого различается здорово: супчик выходит по-ароматнее, по-ленивее, по-алкогольнее. Он слегка отходит от концепции утоляющего жажду лонг-дринка. Отточенности оригинала в нём нет, но под настроение может пойти очень неплохо. Вряд ли я буду часто повторять эту смесь, но как минимум один раз я к ней вернусь: когда созреют домашние томаты (если получится выдавить из них сок) — не уверен, что они подружатся с водкой, но вот с полугаром должны найти общий язык. И, возможно, в таком высокоароматном соседстве этот алкоголь раскроется ещё лучше.

21 комментарий

  1. Sergei said,

    01.07.2014 в 10:56

    Поддержу что касается Бакарди, ибо после такой «дезинфекции» это уже не ром, это спирт выдержанный в дубовых бочках. В защиту водки скажу, что и она банальная жертва упрощения (промышленности). Ведь если глянуть на самогоноварение, то качество ведь не в очистке достигается, а в сырье и процессе брожения.

  2. Spiny said,

    01.07.2014 в 13:39

    to Sergei, у меня к Бакарди было сходное отношение, но потом случился предыдущий СИП, и я проникся уважением к философии этого рома. Есть надежда, что подобное произойдёт и с водкой.

    Очистка в колонне (насколько я понимаю, знающие люди меня, вполне возможно, поправят) даёт не столько качество, сколько чистит от вредных веществ, дистилляты, обычно, для этих целей выдерживают. Но выдержка же даёт не только защиту от сивухи. Да и сам по себе дистиллированный алкоголь отличается от ректифицированного: тот же джин можно сравнить. Вопрос в том, что и джин, и лёгкий ром умеют использовать особенности способа перегонки во благо вкусу, а вот у водки я, пока, таких талантов не нашёл (ну, кроме героя этого СИП-а)

  3. Horrido said,

    01.07.2014 в 20:34

    Что же ты там исследуешь:-) ? Мне эти полугары только в голову и лезут..

  4. doctorsurger said,

    01.07.2014 в 20:37

    Ржаной полугар ?
    PS Водка таки заслуживает своего уважения по ряду причин всяко

  5. Spiny said,

    01.07.2014 в 21:25

    Тьфу ты, с вами не интересно )

    to Doctorsurger, заслуживает, конечно, это лично моё отношение на сегодняшний день.

    • doctorsurger said,

      02.07.2014 в 15:13

      Я ж без претензий- если напиток не нравится, нужно его пить, пока он не понравится ) Я вроде где-то это слышал )

      • Spiny said,

        02.07.2014 в 17:01

        Угу, признать проблему — первый шаг. Теперь буду искать, с чего бы начать.
        PS претензий я и не увидал, просто смайлики редко ставлю )

  6. scomorokh said,

    01.07.2014 в 23:18

    начну с того, что занудно поправлю. Старомодный способ приготовления коктейлей бытовавший до изобретения шейка и скорее заменявший шейк — это throwing от rolling отличается тем, что используется стрейнер, т.е. жидкость переливается без льда. При rolling же жидкость переливается со льдом. При throwing главная фишка, это растянуть струю как можно больше для пущего эффекту. При rolling же наоборот стаканы держаться максимально друг к другу, поэтому он действительно стоит ближе к стиру даже, хотя и обеспечивает некоторую аэрацию. 8)

  7. scomorokh said,

    01.07.2014 в 23:31

    После того как я разобрался с Бакарди, для меня очевидно — сухой аскетичный ром и наша водка — это явления совершенно разного порядка. Стремление к сухому «легкому» вкусу там и тупо производство раствора для внутреннего употребления с целью доведения человека до скотского состояния у нас. С этой точки зрения, отечественная водка — это совершенно сатанинская вещь. Но даже такую инфернальную штуку может облагородить, как оказывается, коктейльная культура. И речь даже не о Bloody Mary, а например о Vodkatini. Это своеобразный ультимейт сухого нейтрального вкуса. Это не просто стакан водки, как могут думать непосвященные, это в своем роде уникальный минималистический коктейль, который требует как технологии, ингредиентов и т.п. И, конечно же, он требует водки. Не такой, как у нас продается на каждом углу. А той водки, которая является Напитком. В производстве такой водки масса нюансов начиная от тщательнейшего отбора сырья, проведения виртуозной дистилляции и какого-нибудь смешивания в мелко-дисперсной фазе 🙂 Так что водка не так проста, как может показаться на первый взгляд 😉

    • lookovka said,

      02.07.2014 в 08:33

      Ничего не понимаю(
      водкой всю сознательную алкогольную жизнь считал по определению спирто-водяную смесь с минимальным количеством примесей, на основе спирта ректификата(который если сделан правильно не должен отличатся по вкусу при изготовлении как из солода так и из гнилой картошки).
      какая «не такая» имеется ввиду?
      что-то типа хлебного вина, как называет свой продукт производитель того-же полугара, чтобы как раз не создавать путаницу в терминологии?

      • doctorsurger said,

        02.07.2014 в 15:12

        Вишь, Максим, какой пост крутой у тебя, Луковку смог реанимировать ) ПЕРВЫЙ его комментарий на SIPe )

      • lookovka said,

        02.07.2014 в 16:02

        Док) не поверишь)
        я тут просто на прошлой, кажется, неделе поймал себя на мысли что мне вот хочется простой ледяной водки) под селедку(или скумбрию копченую), молодую картошечку с укропом и сливочным самлом да малосольный огурчик…
        причем именно вот так) никаких солодов-винградов-кукурузов, а чтобы обожгло и закусить под легкий шум)
        и что самое интересное это у меня первый раз в жизни. я и раньше водку чистой то не пил особо, только если в гостях на празднике стеснялся с чем нить намешать. а как благодаря всем вам и Павлу в особенности поперезнакомился с интересным алкоголем — так вообще всего пару раз за несколько лет пил.

      • scomorokh said,

        02.07.2014 в 20:21

        lookovka, а в приведенную тобой схему потреюления ничего и не впишется больше 🙂 олд-фешенд не готовят на водке (понимающие люди), а под селедку с молодой картошкой и лучком пьют бурбоны только дегенераты 8) Это же типичные паттерны, они же традиции, хороший вкус же не в том чтобы выбрать алкоголь, хороший вкус в том, чтобы выбрать правильный паттерн. Вот поэтому-то меня и разбирает смех, когда я вижу в меню ресторана украинской кухни Манхэттен. Это чтоб вареники запивать чтоле? 8)

      • doctorsurger said,

        02.07.2014 в 20:35

        Ты меня так и не понял. Фиг тебе пиво )

  8. scomorokh said,

    01.07.2014 в 23:34

    про полугар читал, но как-то мельком… мне это все казалось притягиванием за уши. Может я и ошибаюсь.

    • Spiny said,

      02.07.2014 в 16:58

      to Scomorokh, плохо вспомнил, надо было всё-таки у Вондрича глянуть ) Но метод всё равно обаятельный, хоть и не такой популярный (в прошлом) как throwing.
      Ром, я думаю, изначально тоже был бормотухой на местном сырье, это уже потом появились талантливые предприниматели с хорошим вкусом. Да и то, позволь тебя процитирую: «С одной стороны Фокундо Бакарди Моро ратовал за высочайший уровень очистки рома, который достигался на таком оборудовании, с другой стороны подобное оборудование было гораздо более производительным и заметно снижало затраты на производство». Насколько я знаю, сейчас и в мире водки есть множество марок с подобным подходом (я так понимаю, это ты про них пишешь про Напиток?), но они находятся несколько в тени собратьев попроще (кстати, а какую бы ты водку в бар посоветовал?). В результате, лично у меня, складывается замкнутый круг: я не хочу изучать водку потому, что у меня с ней плохие ассоциации, а плохие ассоциации у меня с ней потому, что надо уже сесть и изучить нормальные марки.

      Про полугар и его великую миссию по спасению нации я ещё напишу )

      • scomorokh said,

        02.07.2014 в 19:02

        Ну, скажу честно, я не могу взять на себя миссию просвящения в сфере водки. Знания обширны, но отрывочны 8) С одной стороны я хорошо знаком с тем, что из себя представляет отечественная массовая водка. С другой стороны я знаю много коммерческих легенд и баек. Но я не признаю теорию без практики 🙂 А вплотную заниматься водкой пока настроения не было. Поэтому дабы не выдавать плевла за зерна или наоборот, пока воздержусь. Пока для меня ясно одно — западная водка и наша массовая это совершенно разные вещи.

  9. Spiny said,

    02.07.2014 в 17:14

    to Lookovka, я в водке разбираюсь, как свинья в апельсинах, но вот у Drohnenton-а (чьё мнение в вопросах вкуса и дегустации для меня является очень авторитетным) была серия постов на эту тему, и там у каждого образца был свой собственный вкус. Так что думаю, есть какая-то связь между сырьём/приготовлением и конечным вкусом.
    Просто, лично мне (на сегодняшний день), кажется, что этот вкус настолько слабо выражен, что его способны почувствовать только люди с хорошим восприятием.

    • scomorokh said,

      02.07.2014 в 20:15

      Вкус водки [прочти] не зависит от сырья, из которого произведен спирт ректификат, но это совершенно не означает, что сама водка не будет иметь вкуса. Для производства водки к смеси ректификата с водой всегда добавляют добавки улучшающие питкость. Самый примитив — ацетат натрия, глюкоза, сахар, лимонная кислота, аскорбиновая кислота. Более изящныей путь — ароматические спирты (ржаных сухарей, меда, мяты, мелиссы и т.п.). При это мы говорим о неароматизированной водке, т.е. там этих спиртов не так много, чтобы давай выраженный вкус, но достаточно, чтобы давать послевкусие. На самом деле, почувствовать вкус таких водок совершенно не сложно. Ну не сложнее, чем отлавливать какие-то самые типичные вкусы в других алкоголях, ну, там, патоку и ваниль в роме, ваниль и перец в бурбоне…

      • scomorokh said,

        02.07.2014 в 20:16

        [прочти]=[почти]

  10. doctorsurger said,

    02.07.2014 в 20:32

    Ржаной полугар за 4000 р все наши *сомелье* в магазинах хвалят- который высшее питие, есть полугар в простой поллитре за 1000, но говорят уже не то. И говорят, что совсем на водку не похож. вот тут наборчик с инфой
    http://guns.allzip.org/topic/250/967231.html


Добавить комментарий

